О нас пишут

 
 





 
Международное французское радио, 17 мая 2008 г.

Международное французское радио, 17 мая 2008 г.


Беседа с Алексеем Даеном, русским поэтом-авангардистом



Поэт Алексей Даен
© Фото: Павел Антонов (2004)

"Смелость трагическая и бурлескная. Виртуозно-трюковая по мастерству, полная новизны, цельная, в ней нет "провисаний". Так пишется подлинная поэзия. Так она и оценивается, но чаще, как в случае с Алексеем Даеном, оценивается не русской, к сожалению, а американской и европейской критикой и университетами", - это цитата из предисловия к сборнику "Треска печени" его друга и коллеги по перу, поэта, переводчика, мемуариста, исследователя авангарда, в прошлом тбилисца, Юрия Милорава.

Книга Алексея Даена, о которой идёт речь, вышла в московском издательстве "Вест-Консалтинг". Впрочем, вместе с ней появился там же сборник "2-е апреля в Квинсе". Квинс, поясню для тех, кто может быть не знает – это один из больших районов Нью-Йорка.


К названным новым сборникам Алексея, которые, собственно говоря, явились поводом для этой встречи-беседы через океан, мы сейчас вернемся, но до этого я хотел бы дать ещё несколько штрихов к его творческой биографии: лауреат Международной Отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка Академии Зауми и московского журнала "Футурум АРТ" за 2004-й год, ряда других премий... Публикуется Алексей Даен в разных журналах, сборниках, антологиях, выходящих как в Америке, так и в России, в Европе. Среди них - парижский "Стетоскоп". Алексей – автор более, чем десяти книг, в том числе двуязычных: на русском и английском.

Для меня несомненно – это мастер, виртуоз слова, умеющий соединять в своих текстах грубость и нежность жизни, окружающего мира. Поэзия Даена, тем не менее, требует определённого уровня представлений об эволюции языка, искусства. Искать у него задерганные, изношенные образы не нужно. Их у него нет. Ну, а то, что он пытается создавать и создаёт, конечно, не всегда поддаётся сразу принятию. На слух это сложнее, чем при чтении. Однако для него самого компромиссов нет. Писать для него – значит творить. Творить – идти в неизвестность. Не могу даже вообразить, чтобы Алексей взялся бы сочинять для зала или стадиона. Он никогда не был человеком компромиссов. Особенно с самим собой. Свобода, даже если они приносит синяки, была и остаётся для него важнее остального. Свободу и творчество при этом он понимает как синонимы.

Вернусь к сборнику "Треска печени". Правильно, конечно, было бы сказать: "Печень трески". Но представим себе банку перед зеркалом, с обратным отражением. Можно? Конечно, можно. Изменится ли она? Нет, если зеркало не кривое. Но в зеркале ровном текст окажется искажён. Вернее, приобретёт некую новую – неожиданную для восприятия – форму. Поэзия – тоже зеркало, в котором отражающийся мир лишь внешне схож, но в действительности иной – вывернутый. Не по законам оптики, а по законам нашей восприимчивости. Можно уточнить, художественной восприимчивости. Я, разумеется, имею ввиду поэзию, а не какие-то наивные подражения ей.

© Художник-оформитель сборника Марк Поляков
Об этом можно много говорить и спорить. И если кому-то это окажется интересно, рекомендую познакомиться с книгами Алексея Даена.

Что касается вопроса, который я задал ему по телефону из студии, то он был сформулирован так: - В сборниках "Треска печени" и "2-е апреля в Квинсе" есть не только стихи нью-йоркские по "измам", но отсылающие читателя то в Москву, то к брегам Невы, то в Киев, то в Париж... Америка связала для вас в узелок прожитые годы и пути, или – наоборот – даля тягу к поиску всего того, что именуется "прожитым"?

— Скорее, Нью-Йорк - Манхэттен, поставил точку моим блужданиям по планете в поисках ПМЖ в мегаполисе, способного вобрать в себя как лирику тихих зелёных улочек и булыжных мостовых, так и громады из стекла, бетона и стали. Были Киев, Рига – в 86-м, Перуджия, Италия в 90-м, Москва 91-94-м, где я не ощущал себя "человеком на своём месте". В Нью-Йорке же нашёл стержень, точку опоры, которая позволяет без ностальгии трезво смотреть на прошлое, оценивать настоящее и сквозь замочную щель подглядывать за будущим. Путешествия также оставили немало образов в моих стихах и фотографиях – римский Пантеон, Карлов мост Праги, Церковь Святого Иосифа в Монреале, фотография двухгодичной давности у входа в магазин русской книги в Париже, где я стою рядом с вами и Мишей Богатырёвым после совместного поэтического чтения, опубликованная в альманахе "Черновик".

Прожитое сложилось в стихах в узелок пережитого с элементами реальности и сюрреализма будущего.

— Алексей, ну, а теперь, пожалуйста, стихи... Из новых книг...


ТАК

акация в волнистых волосах студентки
вторая авеню первична ночью —
три глупыша в забеге перед малогрудой
ботинками солдатскими я мимо
бессонны выходные
водитель у подъезда
и революция необходима
как летом кондиционер
как женщина в мороз
как ночь случайная в чужой постели



НЕРАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО

Я в Квинсовской квартире. Одинок.
На ум приходят ты и снег московский.
Метровый, ласкающий голенища.
Себя по льду идущему я вижу
Самых дешёвых сигарет купить...
80-е и Нулевые
мой мозг пытаются прибить.
И слово не найти... И ненавижу на тебя кричащим.
Себя. Сегодня.
Мне нужен тот российский снег.
И ты б в него влюбилась.
Подобный выпал в 95-м... в 95-м...
Я зеркало не разобью, хотя и должен по уставу...



РЖАВЧИНА

до сих не пойму как остался в живых
тюрьмы бараки болезни
сбит микроавтобусом
а книги?
посидел поседел-порыжел
накопил шрамы — хоть на улицу не выходи
вспоминаю музыкальное движение руки Айги
дирижирование Лизы Мнацакановой
крещендо угля Дронникова
бутылку водки Сапгира
ресторан Бродского
Халифа коньяк
анализирую вектор
прогнозирую скважины
уезжать больше некуда
остаётся поэзии ржавчина



АНТИНОСТАЛЬГИЯ

спуститься во двор к киоску к продавщице
не получается да и не нужно
позвонишь - доставят
выпьешь - вспомнишь
лицо в окошке киосковом
заспанное пэтэушное
и включишь новостной канал



БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ

знаешь всё меньше чем
в детстве
в кафке видится юмор
в сказках трагедии
кумиры становятся гении
дряхлыми стариками
двери являются входом
часы — часами
рифма — всегда глагольной
на практике — не интересной
внутренней имажинистской
тесной остаётся словесной

делится толпа на женщин детей мужиков
выделяется из неё молодая
пора ставить точку
и взглядом за дамой —
вперёд!



ПИСЬМО В МОСКВУ И ПАРИЖ

перечитываю
поступки моменты
упущенные в первую голову шансы
но никогда не подсчитывал
выкуренные сигареты
одноразовых женщин
опрокинут/ых-их-е/
рюмки стаканы бокалы
/и давит жара/
/во сколько новую кровать доставят?/
вчерашний чудный вечер
на ладони одинокий
и утра многолетняя рутина
и загадка:
субботний день
сегодня



МАРТ ФЕВРАЛЬ

на роль барышникова походило
из сериала секс в большом городе
городе том же
для неё...
на тех же улицах...
я — в реальности
сериалы заканчиваются
главы новее
супротив возрасту
луна полнеет
и
март февраль
не отпускает
и стих свободнее




Авторская программа Виталия Амурского
 



главная:: о компании:: услуги:: веб-дизайн:: издательство:: PR:: портфолио:: контакты:: магазин:: о нас пишут:: подписка и распространение:: форум